Сергей Рамз, режиссер. Интервью.

February 8, 2023


 

“Этим материалом мы вновь запускаем серию интервью с режиссерами, операторами и специалистами индустрии, чтобы "сверить часы", поговорить о положении дел и перспективах в индустрии.”

 


 

Сергей, привет! Мы почувствовали, что сейчас у очень многих накопилась потребность "сверить часы", поговорить о положении дел и перспективах. И ты первый, кто открывает эту тему. Но сперва расскажи, что нужно знать о тебе, чтобы начать разговор? Кажется, тебя еще не все знают, хотя, судя по твоему рилу, снимаешь ты давно.

Это я еще выкладываю только любимые работы! Впрочем, я режиссирую не так давно, хотя рекламой, так или иначе, занимаюсь уже лет 15. И хотя мой бэкграунд — кинорежиссура, я в свое время кем только не поработал в продакшнах. В первый свой продакшн я попал еще в нулевые, будучи студентом. По утрам изучал историю кино в МГУ, потом шел пешком на Мосфильм, где работал монтажером, оператором, сценаристом, продюсером, и все это конечно сейчас невероятно помогает в рекламной режиссуре.

В профессиональной режиссуре я окончательно закрепился, окончив кинорежиссерскую мастерскую Алексея Попогребского в Moscow Film School. Дипломный фильм "Цугцванг" сразу же взяли в конкурс на все основные российские фестивали, от "Кинотавра" до "Короче", фильм прокатился по европейским фестивалям и очень тепло был встречен рекламной индустрией. Отчасти секрет был в том, что российский короткий метр в большинстве своем выглядит довольно бледно, при этом в короткий хронометраж часто пытаются поместить какие-то невероятно сложные темы и откровения. Ну а мы решили поиграть с формой и сняли стильную, красивую и легкую историю в сеттинге 70-х. И не прогадали.

Иронично, что мне до сих пор прилетают рекламные предложения благодаря фильму, он конечно очень зашел. Дальше я почти каждый год снимал по короткому метру, все фильмы ездили по фестивалям: "Кинотавр", "Золотой Орел" и так далее. И параллельно с этим я с большим удовольствием снимал рекламу.

 

В большинстве твоих работ четко прослеживается связь короткого метра и рекламы, есть несколько фильмов branded conten.

В моем случае связь между фильмами и рекламой самая прямая. Хотя, как говорил Сергей Довлатов: “Когда я пишу для газеты, у меня изменяется почерк”. И отчасти это касается и меня. Но Довлатов сделал из своей работы журналистом несколько книг, я же не только использую свой опыт в рекламе для кино, но и наоборот, привношу в рекламные проекты все свои наработки из кинопроизводства.

Что касается branded content — я очень люблю жанр короткого метра, он не дает застояться, такая проверка всех систем. Снять короткий метр — это ведь как сделать маленькие часы — не проще, а где-то даже и сложнее, чем большие часы, более тонкая работа. Единственная проблема с короткометражками — как продукт они менее востребованы и почти всегда делаются за собственный счет. Правда, в моем случае почти все короткие метры были проданы на платформы, но это скорее исключение.

И рекламная интеграция, точнее даже работа на стыке кино и рекламы, дает мощные возможности, в результате которых выигрывают все. Получается небольшой, но особенный фильм, в котором у меня есть возможность рассказать сильную историю, а у компаний, при условии что история сделана мастерски, возможность раскрыть свой бренд или продукт совершенно на другом уровне. Собственно, все больше выпускается таких мини-фильмов, которые широко расходятся по соцсетями и активно обсуждаются, и в которых бренд присутствует лишь в финальном титре, как новогодние проекты John Lewis & Partners.

 

Проекты John Lewis эталонные. Какие проекты у нас на рынке можешь выделить, может быть какие-то свои работы?

Мне очень нравится, в какую сторону здесь идут ребята из Zebra Hero, есть классные проекты у Red Pepper, без них невозможно говорить про брендированный контент. Они сделали очень много для того, чтобы научить рынок ценить такие проекты.

Из своих работ я бы выделил несколько таких проектов — короткий метр к 100-летию издательского дома Forbes, миниатюрная кинопоэзия для Транснефти, в которой за несколько минут мы показываем историю 25 лет из жизни одной семьи. Навскидку вспоминается 10-минутный фильм для Huawei и агенства DADA. Фильм продюсировали мои друзья из BAKEHOUSE, и съемки там были подвигом — последние дни декабря мы провели в лесу, в лютый мороз. Сценарий был не мой, так что сам фильм как раз классика продакт плейсмента. Но когда я сам пишу сценарий, я всегда вплетаю продукт в ткань фильма, это как раз самое интересное в branded content. Все меньше компаний ориентируются в этом смысле на "лобовой" продакт плейсмент "Дозоров" и "Ёлок".

Верхом такой особенной и точной интеграции в моем опыте стал фильм для "Дяди Вани", который мы сняли за один день в разгар пандемии с ребятами из SPOT Films. Фильм для меня особенный. Во-первых, потому что удалось заманить туда великого Любшина, а во-вторых, это тот самый случай, когда продукт в фильме не маячит стыдливо на втором плане в расфокусе в виде большого одолжения. В нашем фильме это настоящий повествовательный движок. Надеюсь, "Дяде Ване" еще удастся превзойти этот фильм в части интеграции продукта в историю, но это точно будет непросто.

 

Чувствуется тренд, когда все больше таких проектов появляется и в режиссерских портфолио на ReelSource.

Да-да, тренд на все более тесную связь кино и рекламы очевиден. Я получаю все больше таких предложений, при чем и качество сценариев тоже растет. Это все меньше рекламные проекты, все больше в основе сюжета сильная драматургия, интересные герои, а продукт вплетен в ткань сюжета. Но, конечно, историю, в которой продукт или услуга вписана  на уровне фильма "Дяди Вани", может написать только киносценарист, здесь нужны совсем другие драматургические инструменты. Время от времени я привлекаю под такие задачи дружественных сценаристов, иногда это совсем специфичные задачи.

К примеру, сценарист Лена Ванина была автором стихов, которые легли в основу минифильма для Транснефти, а также проектов для Третьяковской галереи и серии рекламных роликов Ferrero Rocher, которые мы снимали в режиссерском тандеме с Алексеем Попогребским. Но, повторюсь, качество сценариев branded content, которые приходят от агентств, тоже очень выросло за последние несколько лет. Надеюсь, что количество таких проектов будет только расти.

 

Ты сейчас, насколько нам известно, снимаешь сериал про рекламный продакшн? Расскажи, что это за проект?

Не совсем так. Сейчас я ничего не снимаю, точнее, прямо сейчас снимаю новый ролик для Тинькофф. А сериал действительно существует, правда, на данный момент мы отсняли только пилотную серию сериала "А сейчас раклама!". Это первый сериал, полностью посвященный тем, кто рекламу, собственно, производит. Уже были “Безумцы”, были “99 франков”, но это все про креатив. Наша история — про абсурдный и смешной мир рекламного производства.

Мы собрали великолепный каст — Риналь Мухаметов, Катя Вилкова, Кристина Асмус, Алексей Золотовицкий, Саша Алябьев. Мы сняли пилотную серию с Валерой Федоровичем и Женей Никишевым, это те самые продюсеры из "123 production", которые сделали "Эпидемию", "Перевал Дятлова", и которые сняли для Netflix так пока и не вышедшую "Анну Каренину". Мы познакомились в рамках лаборатории шоураннеров, они искали идеи для новых проектов, что-нибудь специфическое и особенное. Что я мог им рассказать? Я рассказал им про рекламный продакшн. Они загорелись, я написал сценарий и прошлой зимой мы сняли пилотную серию, в феврале уже была готова первая сборка. Я показывал ее из Уругвая, мы там снимали как раз ролик для "Леруа Мерлен" с FETISH FILMS и параллельно я представлял монтаж пилота продюсерам по зуму, это был уже самый конец февраля. И было понятно, что теперь мы все живем в новой реальности. И хотя летом мы получили спецприз на главном сериальном фестивале “Пилот”, перспективы пока неясны.   

 

А о чем пилотная серия, можешь рассказать?

В пилоте мы показываем один безумный день из жизни рекламного продюсера. Волею судеб теряется бэкап с уже отснятым роликом, который утром отправляется на каналы, и команда решает переснять за ночь ролик с Кристиной Асмус в главной роли. При том что декорация уже разобрана, Асмус отказывается сниматься, режиссер улетел на Бали, бюджета нет от слова совсем и кажется, что это попросту невозможно...

Бешеный темп, визуальный аттракцион, переплетение смешного и трагичного — в общем, обычные будни любого рекламного продакшна. При этом история хитрая, это драма, только замаскированная под комедию, ну или то, что сейчас все называют драмеди. Про то, что рекламное производство это вообще-то прекрасное болото, в котором легко застрять — многие приходят на пару месяцев заработать легких денег, рассчитывая зайти по щиколотку и ненадолго, а обнаруживают себя годы спустя, провалившись в трясину по шею и по-прежнему снимающими исключительно рекламу. В общем, история непростая, хотя и верхний слой чисто комедийный.

Мы периодически делаем закрытые показы пилота в дружественных агентствах и продакшнах, очень теплый фидбэк, все-таки эта история про всех нас. Пока мы дописываем сезон, платформа до сих пор решает судьбу сериала, это довольно дорогая, яркая история. Посмотрим, что будет.

 

Про "прекрасное рекламное болото" — это хорошо! Какие видишь свои перспективы в рекламе и кино? Не боишься и сам провалиться в это “болото”?

Очень боюсь. Помню, как в нулевые стажером смотрел снизу вверх на маститых режиссеров, снимавших тогда рекламу. Это все были фигуры талантливые, классные режиссеры (без имен, потому что некоторые из них снимают до сих пор). Они тогда снимали рекламу чисто из-за легких денег, на кураже и славе своих дебютных проектов или как раз собирались запускать свои дебюты. И большинство из них впоследствии так ничего по сути и не сняли, поезд ушел... Это все могло повториться и с нами, но прошлый год изменил всё.

С февраля я побывал в дюжине стран: СНГ, Европа, Штаты, и везде я встречался с таким количеством друзей и знакомых из рекламной и киношной среды, сколько не встречался за годы в Москве, В том же Берлине, например, уже даже тесновато. Со стороны продакшнов есть сдержанный интерес, готовы встречаться и обсуждать, все настроены благожелательно в том, что касается рекламных проектов. Но в целом, конечно, все очень непросто.

Что касается кино, у меня закончен сценарий полного метра, который я писал почти пять лет. Готовим запуск, хотя перспективы с кино сейчас, прямо скажем, туманные.

 

А что насчет рекламы?

Что касается рекламы... Кто-то уехал безвозвратно, а у кого-то нет такой возможности. Огромное количество прекрасных, талантливых людей, которые остались в продакшнах, агентствах, со стороны клиентов. Со многими уже практически дружеские отношения, и я продолжаю снимать проекты, в которых могу проявить свой специалитет.

Про себя я понял, что для меня самое важное — это интересная работа, развитие, сложные режиссерские задачи. А географическое местонахождения второстепенно. Ради интересного проекта я готов отправиться куда угодно, тем более что за год стало больше проектов и в ближнем зарубежье: Казахстан, Грузия, Турция, в марте вот лечу на проект в Ташкент. Рекламная индустрия хоть и стала меньше, но не исчезла, и я хочу быть ее частью. Как совсем недавно сказал продюсер дружественного продакшна: "Мы будем снимать рекламу до самого конца, чтобы это ни значило".


 

(c) ReelSource, февраль 2023