Вадим Сергеев, продюсер и основатель QWEEX.CAMPUS

May 5, 2020


 

Это интервью с продюсером и основателем Qweex.Campus и Qweex.Production Вадимом Сергеевым мы планировали провести в начале марта. На тот период у него было запланировано открытие нового проекта – коворкинг для талантов медиа индустрии, работы над которым велись в течении пяти месяцев. Известные события стали причиной, по которой мы отложили нашу встречу. И вот только сегодня мы смогли это сделать.

 


 

 

Привет, Вадим! Первый ожидаемый вопрос: что с бизнесом?

Ну, он просел... Полностью закрыты наши студии QWEEX CAMPUS, и мы ничего не можем с этим сделать. У нас две локации: на Электрозаводской и на Дмитровской. На Дмитровке CAMPUS 2 – отдельно стоящее здание, со своим входом и парковкой. В теории, мы можем сейчас принимать там гостей. И если соблюдать все меры предосторожности – носить маски и перчатки, использовать санитайзеры, – мы можем работать. Но я не могу призывать в рекламных кампаниях всех «бежать» к нам, поэтому работаем только с теми, кто нас хорошо знает и если «проект горит». Кстати, работаем на прежних условиях, никаких наценок не делаем, а из-за единичных обращений получается оказать индивидуальный подход к задаче клиента. Но если вернуться к вопросу, то статистика печальная: если раньше у нас было более тысячи съемок в месяц, то в последний месяц не более десяти... Такое падение невозможно не заметить. Мы смогли договориться с собственниками помещений об отсрочке и скидках, и в течении года сможем погасить образовавшийся долг.
На Электрозаводской, помимо студий, мы построили коворкинг, но сейчас помещение также простаивает. В период, который «гениально» назвали «нерабочие дни с сохранением заработной платы», мы «докручиваем» проект в плане ремонта помещения и  его философии, так как я не уверен, что он будет востребован в том виде, как мы его задумали изначально. Но об этом чуть позже скажу.

В QWEEX PRODUCTION есть активность, снимали онлайн, привозили клиенту набор оборудования и настраивали его по FaceTime. Но это сложно назвать коммерчески успешным проектом – то были простые съемки для страницы бренда в инстаграм. Но мы не отчаиваемся, у нас сейчас есть входящие запросы – Сбербанк, YouDrive, Mail.ru, Мираторг, Philips. Участвуем в тендерах, считаем, ждем, недеемся на лучшее. Проекты интересные, но пока без определенной даты старта. «А когда проект должен быть готов?» – спрашивают у клиента наши продюсеры. «А как насчет "никогда"? Вам подходит?» – с грустным видом отвечает менеджер со стороны клиента. Внутри корпораций и брендов тоже сильно сбились все процессы и тайминги. Сейчас в работе ролик к 9 мая. Вот парад не состоится, но покажут ролики, это хорошо. Не всегда делаешь супер креативные рекламные ролики, которые приносят тебе «крепкие» кейсы. Иногда исполняешь госзаказы. Но важно делать любую работу хорошо и выполнять договоренности. Мы так и развиваемся. Наш главный рекламный канал – довольный клиент. Я знаю, что некоторые продакшены остаются и сейчас довольно активными, возможно, они тусуются в каких-то других местах, где слетаются все заказчики с антикризисными бюджетами. (смеется)  Но у меня нет потока и ежедневные процессы, какими они были ещё недавно, сейчас отсутствуют.

А что с людьми? У тебя же много кто был задействован? Сокращаете? Есть такие, кто был вынужден уйти?

Такие, к сожалению, есть. Во-первых, я заранее всех предупредил, что происходит и какие ожидаю последствия. И что я не могу повлиять на них. Поэтому первое, что сделал, срезал зарплаты с сохранением рабочих мест. Кто-то сейчас оказался не востребован, например, отдел продаж, который был весьма активен и люди там работали за процент. Им я предложил самый минимально допустимый оклад и честно признался, что не смогу платить сейчас больше. Ну и всё, люди отреагировали в духе "мы сами что-нибудь придумаем". С кем-то пришлось разойтись. Но никаких конфликтов не было, все всё понимают.
Пока бездействуем в активной фазе производства, работаем над улучшением креатива, ведь мы постоянно работаем над сценариями. Изучаем все заявки, которые получаем на имейл или через сайт. Кстати, много заявок приходит с ReelSource – как от заказчиков, так и от фрилансеров. Много времени уделяем сейчас просмотру рилов, поиску талантов. Ну и переосмысливаем нашу будущую стратегию на текущий год. Очевидно, что после снятия карантина не произойдет моментального всплеска, поэтапно будем выходить и наращивать обороты. Думаю, всё растянется на год или даже больше. 
В общем, не бездействуем. Кстати, сейчас разрабатываем веб-сериал. Даже в текущих условиях можно привлечь спонсоров и снять интересный материал и монетизировать его путем дальнейшей продажи прав стриминговому сервису. У нас есть свое оборудование, локации, студии, мы можем производить свой контент и ничем не связаны. Если кто-то готов к нам присоединиться или предложить идею – welcome!


 

Ты упомянул, что сейчас выборочно открываетесь под разовые индивидуальные заказы. Это, вообще, легально? Опиши, как строится работа?

Не до конца понимаю, насколько это легально, но давайте рассуждать. Есть здание, мы за него заплатили аренду, к нам нет претензий у арендодателя. Мы имеем право там находиться? Да, имеем. Проводим ли там коммерческую деятельность? Не знаю. Ко мне пришел мой друг и просит помочь снять проект, ему нужна студия и свет. Я его пускаю, с условием ношения масок, перчаток и использования санитайзеров. И можно посмотреть на процесс так, что мы просто тусуемся, не оказываем никому коммерческую услугу в виде предоставления часов аренды. При условии соблюдения всех мер предосторожностей, мы готовы помочь и проблем не должно возникнуть. Закрепим тезис так: я никого не призываю снимать у нас, но готов помочь, если есть проект или душа требует съемочного пространства для творчества. Для этого достаточно связаться со мной лично и мы попробуем найти приемлемое решение.

 

А что такое QWEEX? Вы и студия, и продакшен, и коворкинг, и ещё много всего...

QWEEX – это сообщество людей и набор инструментов, позволяющих им взаимодействовать. В начале был продакшен, затем появились свои студии, что привело в большому потоку людей, создающих контент. Заказчики, исполнители – любой тип творческих людей. Наша миссия – создавать максимально комфортные условия и возможности для производства контента и стимулировать творческую энергию людей.

Коворкинг создавался исключительно для контент-мейкеров. Все варятся в насыщенном, бурлящем «бульоне» креативности, работая в одном пространстве. Помогают друг другу, находят нужные скилы у других участников коворкинга, используют ресурсы QWEEX. По моей задумке это даёт более быстрый творческий рост. В будущем, возможно, добавится рентал техники и кастинг-студия. Но и на этом не остановимся, QWEEX будет мировым брендом!


 

Сколько людей у вас работает постоянно, и сколько приглашенных?

Приглашенных талантов много, не знаю точно, сколько именно. С кем работаем постоянно – можно подсчитать на празднике. На последней закрытой «новогодней пати» было около ста двадцати человек.

А на окладе, постоянных, всего десять человек.

 

Вы ведь относительно недавно образовались? Какая у компании история? У тебя есть партнеры?

Я сам давно с индустрии, сам снимал, но это было типа "Вадим и его друзья" делают какие-то видео для YouTube. Начинал как видеомейкер с роликов для блогеров или для бизнеса. А вот три года назад появилась студия, юр лицо, структура и контроль с постоянными замеряемыми показателями успеха. С тех пор перестал снимать и занимаюсь предпринимательской деятельностью. Партнеров у меня нет. Были в самом начале, но не срослось, пришлось разойтись. Сейчас на каждом направлении – продакшен, коворкинг, студии, – у меня есть управляющий партнер, имеющий мотивацию в виде процента от прибыли. 

 

Что умеете делать лучше всего? Как находите клиентов и продаете им себя?

Лучше всего в QWEEX мы умеем слышать и понимать заказчика – это основа основ. Плюс высокий уровень сервиса. Начиная с улыбки на ресепшн студии, до подробного разбора всех аспектов задачи клиента продакшена. 
Заявки на проект приходят по сарафану, преимущественно от рекламных агентств. Очень работают рекомендации. Ну и реклама, любая – посты в сетях, рассылки, мастер-классы, интервью, – все это суммарно увеличивает количество точек контакта и повышает узнаваемость и лояльность к бренду. И этим мы занимаемся постоянно. Так получаются продажи.

 

А как пришла идея развивать сеть студий? Тебя вдохновили успешные примеры на рынке?

Безусловно, я знал об успешных игроках. Не могу сказать, что изначально смотрел на это как на бизнес, поскольку мы планировали нашу личную базу, даже, можно сказать, собственный дом, свой кампус по схожей идеологии с Apple. Исходя из этой идеи искали помещение и вложили максимум в ремонт и дизайн интерьеров. Результат понравился не только нам, люди стали просить поснимать у нас за деньги. Вот так и пошло, стали расширяться. На пинтересте набрали референсов и воплотили в жизнь то, чего еще не было у студий-конкурентов. Ну и, естественно, упаковывали под свой бренд, начали проводить мероприятия и делать рекламу в соцсетях. Повторюсь, изначально я не планировал студию как коммерческий проект.

 

 

Расскажи чуть подробнее про вашу экспертизу в пост-продакшене?

Поскольку мы занимаемся производством "под ключ", у нас есть своё направление по пост-продакшену. Но мы редко выполняем эту работу как отдельную услугу, и по факту пришли к модели, когда на проект подбираем монтажеров, графиков и цветокорректоров среди сообщества. Это выгоднее, чем держать их внутри компании. Так что наша задача – собирать под проект талантливых людей, которые заинтересованы в проекте, и создавать для них максимально комфортные условия работы. За это мы часто получаем дополнительные уступки по стоимости работ.

А ещё хотел бы отдельно обратить внимание на то, как мы работаем с новыми талантами. Мы постоянно стараемся быть им полезными, не являясь при этом их агентством. Никаких эксклюзивных договоров, условий отработать определенное количество лет или даже проектов. Если, как продакшен, ты не можешь своему ньютэланту обеспечить съёмку рекламы для бренда категории А, обеспечить творческий рост и портфолио, тогда лучше не заключать никаких эксклюзивных сделок. В свою очередь не рекомендую талантам соглашаться на пустые обещания. Мы никому ничего не обещаем, но предоставляем свои помещения, технику, возможность участия в наших творческих проектах. И это помогает формировать портфолио для таланта. В результате расширяется и мое портфолио, в студии проводятся съемки, я получаю лояльность со стороны как заказчиков, так и исполнителей. 


Правильно понимать, что подобный "творческий" контент появляется затем преимущественно на YouTube? Как вы на этом зарабатываете? С вашей стороны происходят инвестиции, но окупает ли это себя?

Мы даже идём на помощь в создании бесплатных, но очень интересных проектов. Бывают просто взаимовыгодные условия. Сегодня это ньютэлант, а завтра стал звездой. Рост в индустрии очень быстрый, самородка быстро заметят. И это окупится позже, в том числе в виде будущих скидок. Возможно, это сложный и долгий путь, но я кайфую именно от него. Даю людям старт в самую человеческую и яркую индустрию на планете.
Что касается YouTube. Мы даем таланту реализоваться, получаем интересный контент, и далее "продаем" талант на проект бренду.
Ключевая особенность любой интернет рекламы – привлечь на себя внимание в течении первых секунд. На YouTube зритель привык в кадре видеть человека. Зритель любит людей, а не бренды, и воспринимает бренд через людей, которые о нём говорят. Поэтому в рекламе важно использовать блогеров как лидеров мнений. И на этом много что держится, реклама будет гораздо эффективнее, если блогер заявит о своей лояльности бренду, в сравнении с демонстрацией высокобюджетного ролика с супер крутым сценарием, которому нужно время хронометража на раскрытие сюжета и создание вау-эффекта. YouTube для рекламодателя является экспериментальной площадкой, там нет больших бюджетов. Самое дорогое, что мы снимали, стоило миллиона четыре. А так средний чек – полтора-два миллиона. И этот интересный ценовой сегмент и есть наша ниша, в которой мы сейчас работаем. Сумма уже не маленькая для того, кто работает на стороне клиента, но для продакшена она небольшая, так как все достаточно дорого – люди, техника, локации. В пересчете на несколько смен выходит в копейку. И здесь нужно уметь балансировать. Вот почему нам важны наши коммуникативные способности и нарабатывание опыта создания пользы для талантов.  


 

Вы работаете с популярными блогерами. Это выгодно? На чём зарабатываете? 

Да, мы создаем для них рекламу и снимаем интеграции с брендами. Я вижу, что YouTube взрослеет, повышается уровень съемок, увеличивается количество блогеров, идет адаптация лучших форматов с телевидения. Шоу, интервью, новости, обзоры и сюжеты – всё это требует денег. И чтобы рекламодатель попадал в эти видео, ему уже сейчас приходится платить больше. Бюджеты увеличиваются, количество рекламы растет. Есть тенденция увеличения чека. Серия роликов, скажем, на три месяца, превращается уже в большой бюджет, хотя каждый отдельный ролик по-прежнему недорогой. А если ты работаешь с блогером, то можешь продавать ещё и саму интеграцию. Это удобно и выгодно, можешь заработать и на продакшене, и на размещении. На ТВ такого нет, только канал зарабатывает на размещении. Продакшен только производит контент в жестких условиях.

 

Тебя лично какие проекты привлекают больше всего?

Люблю всё яркое, динамичное – поэтому реклама. Ещё музыкальные клипы. Я поколение Z!

 

Сам по-прежнему снимаешь?

К сожалению, нет. У меня есть знания постановки кадра, могу выставить свет, что-то могу снять для блога, для инстаграм. Но сложные съёмки уже не могу, они требуют большего вовлечения в процесс и, соответственно, времени.

 

По твоему инстаграм видно, что ты часто бываешь в интересных местах по всему миру. Это личное увлечение, или как-то связано с работой?

Связано напрямую. Предпринимательство не делится на работу и личное время. Бывает, сопровождаю съёмки в качестве продюсера. Или прилетаю в другой город познакомиться с клиентом, в другую страну на конференцию или иное мероприятие. Люблю расширять свой кругозор. Если еду в путешествие, то с предпринимателями в бизнес-тур или в автомобильное путешествие. Кстати, люблю водить автомобиль. Soulfull driving – термин, описывающий состояние эйфории за рулем. Микс красивой локации, хорошей дороги и звук мощного двигателя, хорошо управляемого автомобиля. Обожаю! Лучшие мои идеи приходили ко мне во время автопробегов или на дороге в горах Италии. 

Ты не так давно активно путешествовал по Америке и общался там с разными творческими людьми. И кстати, бытует мнение, что российский сегмент ютюба довольно продвинутый, с точки зрения качества съёмки.  Была ли у тебя возможность сравнить оба сегмента, понять, есть ли разница, и если есть, то в чью пользу?

О, интересный вопрос. Нужно понимать, что у нас в стране сейчас происходит культ ютюба. Много медийных людей туда «зашло» за последние три года. Для многих зрителей это сейчас полноценный источник развлечений, чуть ли не основной. Растет аудитория, растут бюджеты, улучшается качество.
В Америке же он стал популярен гораздо раньше, там шире аудитория, при этом там нет явно выраженных лидеров. Очень много звезд, много своих ниш. И там проще подходят к качеству съёмок – берут айфон и начинают снимать. Акцент направлен на содержание, а не на качество картинки. 
В целом, не скажу, что есть разница по изображению, просто у нас, в силу небольшого количества блогеров, к ним предъявляют большие требования, и сами блогеры придают большое значение качеству картинки. Также люди из телевизора перебираются на YouTube и тащат за собой продакшн мощности. С другой стороны, конкуренция за бюджет рекламодателя заставляет стремиться к идеалу, в том числе технически. В любом случае, от этого выигрывает зритель.


 

Что можешь посоветовать тем, у кого есть планы сделать карьеру или бизнес в Америке?

В Америке много больших продакшн-студий с большим чеком и относительно не развит средний сегмент. Средний, в понимании российского продюсера. Где есть высокая сервисная составляющая, экспертиза. Хотя я десять раз подумал бы, стоит ли туда ехать. Там всё есть, и не совсем понятно, что может привнести человек, приехавший отсюда. Очень сложно конкурировать, если говорить о рынке производства.
Но, например, если вы талант или у вас здесь есть команда, делающая графику, а там отдел продаж – то такой бизнес может быть успешным.

А сам не планируешь переезд?

Мой горизонт планирования максимум на год. Есть цели, которые помогают вставать каждое утро. И да, я вижу себя через какое-то время за пределами РФ. Потому что, помимо всех текущих проблем, у нас есть куча других, которые мешают расти. Те подходы, которые я пропагандирую, а именно: человеческие отношения в бизнесе, взаимопомощь, – как-то не особо здесь ценятся. Я часто становлюсь жертвой своего же подхода. Здесь ощущается какое-то недоверие к предпринимателям со стороны пользователей. Люди стараются, создают новый сервис, решающий проблемы, но получают странную реакцию, типа "нафиг это надо, какие-то деньги еще с нас просят"... В Америке по-другому. Во-первых, там люди привыкли платить за всё. Во-вторых, общество поощряет предпринимательство. В-третьих, тебе дают больший кредит доверия. И нужно только правильно этим воспользоваться и сделать то, что пообещал. И если кредит доверия оправдан, то дальше будет всё только по нарастающей.
Но я не собираюсь и здесь сворачиваться. Наоборот, бизнес отсюда должен помочь сделать первые шаги там. Думаю развивать такой же формат студий, как здесь. Многие пробуют перенести идеи оттуда сюда, но ведь и обратная схема работает. Все, что связано с созданием отличного сервиса за приемлемую стоимость, может там отлично прижиться.


Твой прогноз относительно бизнеса на сезон лето-осень 2020? Что будет и что нужно сделать?

Ох, с прогнозами у меня сложно. Я вот сейчас сделал лимитированный выпуск толстовок. Это такой черный юмор на злобу дня – спереди надпись «Coronavirus» в стиле американских матал-групп, а сзади надпись «Coronavirus World Tour 2020». Потому что это действительно единственный активный мировой тур. Помимо принта сделали акцент на качество продукции – везде 100% хлопок, лекала похожие на Supreme и Off-White. Но не полетело, люди не оценили юмор… Хотя все относительно. За 1,5 месяца продали 62 штуки из 200 по цене 4900. Это тоже результат.

Что надо делать глобально? Идти в IT и онлайн. Будут расти платформы, учебные и проф площадки, наподобие вашей. Хотя их сложно и дорого реализовывать с нуля. И еще сложнее раскрутить, привлечь пользователей, сделать их лояльными. Но это будет трендом! Так что я бы смотрел в эту сторону. Главное, выбрать цель и сфокусироваться на ее достижении. Помните – труд сделал из обезьяны человека. Работа, работа, работа! Трудитесь, так как в жизни вы всё получаете не за то, что хотите, а за то, что вы делаете! Всем желаю успеха и достаточной веры в свои силы… А если вам нужна помощь в вопросе производства контента – я готов помочь! Пишите мне на vadim@qweex.ru

 

 


 

(с) ReelSource, май 2020

Фотоматериал предоставлен Вадимом Сергеевым