Интервью с продюсером и режиссером Павлом Пунтусом.

May 1, 2016


 

Павел, давайте проследим ваш путь от молодого парня, которому предстояло выбрать свою дорогу в жизни, до владельца профессионального продакшена на двух континентах.

Я родом из белорусского города Гомеля, который находится примерно в 100 км от Чернобыля. Там я рос, учился в школе, потом в Политехническом Институте по специальности «Менеджмент в сфере производства». На первых курсах занимался торговлей, мой первый бизнес – дистрибьюторская компания «добрый день, держите, посмотрите». Но в 1998 году грянул первый кризис и я, будучи 19-летним мальчиком, который не понимал, что происходит, обанкротился за 2 месяца. К тому времени у меня уже был маленький сын Кирилл, поэтому пришлось идти работать на завод столяром 2 разряда.

Долго проработали на заводе?

3 месяца. Я по натуре борец за справедливость, поэтому попытался устроить там забастовку. Меня, естественно, уволили.

 

Как вы попали на телевидение?

Я носил на телевидение свои сценарии – очень хотел делать свою передачу. Но у меня их не брали. Уволившись с завода, я прошел кастинг и стал вести программу-викторину. А через 2 месяца мой руководитель сказал мне: «Павел, сценарист ушел, поэтому теперь ты должен писать сценарии для этой программы». Но я отказался.

 

Отказались? Почему?

Я сказал, что читать вопросы в эфире, зная, что их написал какой-то придурок – это одно. А читать вопросы и знать, что придурок, который их написал, это ты – на такое я пойти не могу. В тот момент со мной захотели попрощаться. Но я же мечтал работать на телевидении! Я просил оставить меня кем угодно, убирать в студии, носить кабели. Не знаю, почему. Наверное, мне хотелось известности. Я фанател от программы «Джем», которая выходила в начале 90-х годов. Хотелось сделать что-то в том же духе. В итоге на телевидении я остался ассистентом звукорежиссера, им пробыл ровно день, на следующий уже стал ассистентом режиссера, а через 4 месяца - режиссером областных новостей.

 

Вы стали режиссером на телевидении, не имея профильного образования?

Мне папа в 15 лет завел тетрадку и сказал, чтобы я записывал в нее цитаты. Сам он вписал первые три: «Кто хочет сделать, ищет способы. Кто не хочет – ищет причины», «Если быть, то быть лучшим или не быть вообще», «Начало есть полдела». Я их запомнил на всю жизнь. Папа всегда говорил, что если ты чем-то занимаешься, то должен в этом разбираться. Поэтому, как только меня оставили на телевидении ассистентом режиссера, я открыл Кулешова, Эйзенштейна, другие книги, чтобы понять, что это вообще такое. Стал читать литературу по сценарному мастерству и драматургии. Когда меня поставили на новости, я, пожалуй, знал режиссуру лучше всех на гомельском телевидении. Там только знали, что крупный на крупный клеить нельзя и кто куда должен смотреть – и все.

После новостей, через 3 месяца, мне дали делать свою первую программу. Тогда на телек пришли два молодых автора – Руслан Сорокин и Женя Юранов. Мы с ними сделали скетч-шоу «Неживой звук», программу пародий на телепередачи. Сегодня Руслан Сорокин – это продюсер передачи «Большая разница». Он вместе с Александром Цекало создал продюсерский центр «Среда» и такие проекты как сериал «Мажор», «Вечный отпуск». А Женя Юранов, тоже продюсер, снимал сериалы «Неформат» с Гошей Куценко, «Как я стал русским», проект «Нереальная история», фильм «Страна чудес» и много еще всего. Вот такие мы – гомельские ребята.

И через 4 года вы стали главным режиссером областного телевидения?

Да. Впервые в истории белорусского ТВ, заняв этот пост в 24 года без чьей-либо помощи.

 

Кроме, как работой на телевидении, чем-то занимались?

Я параллельно занимался музыкой – у меня была группа, мы записали альбом, выступали на «Славянском базаре». А еще тогда я снял свой первый клип. Тайком. Я делал заставки для нового республиканского канала и сделал вид, будто снимаю эти заставки, а на самом деле снимал клип своему другу «Серёге» Пахоменко на песню «Загубили Лялю». Я был режиссером и оператором. Это его первый клип, который взяли на MTV. Тогда для нас это было очень круто, большой прорыв.

 

А почему покинули свой пост на телевидении?

Мы поругались с директором. Я ушел, забрал двух лучших людей и открыл свою первую компанию – «Компас продакшн».

 

Почему решили открыть продакшн?

Я хотел снимать кино. В 19 лет прочитал «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко и мне просто «снесло башню». Решил, что хочу снять такое кино.

Но в какой-то момент понял, что кино я на телеке снимать не буду. Я узнал, что существуют продакшены, которые предлагают режиссеров. Позвонил в несколько, представился режиссером и сказал, что хочу снимать. Они спросили, есть ли у меня reel? Я не понял, о чем они. Зашел по их рекомендации на специализированный сайт, узнал, что за размещение рила надо отдать больше тысячи долларов. На тот момент у меня этих денег не было. И я решил, что мне нужна компания, которая будет нанимать режиссера Пунтуса. И создал ее.

Как искали первые заказы? 

Мы с другом зарегистрировали компанию, начали сами искать клиентов, потом потихонечку создавать отдел продаж. Жизнь показывает – делай, как надо, и все будет. 

 

У вас еще есть какие-то жизненные принципы, которым вы следуете?

Моей жизнью сейчас управляют три принципа. Первый – слова отца: «кто хочет сделать, ищет способы; кто не хочет – ищет причины». Это главный принцип, основа всего. Второй. Лев Николаевич Толстой сказал: «Что типично, то неизбежно». Очень правильная пословица – я в ней убеждаюсь каждый день все больше и больше. Третий принцип я для себя вывел из фильма «Форрест Гамп»: делай, как надо, и все будет. Почему Гамп стал миллионером, будучи дурачком? Потому что вокруг него ходили «очень умные люди» и рассказывали, как надо делать, а он не говорил, он просто брал и делал. И у него все получалось. Все знают, как похудеть, как накачать мышцы, просто кто-то делает, а кто-то нет.

 

Расскажите, как вы впервые приехали покорять Москву?

Я приехал в Москву в августе 2008 года. Но уже в декабре я вернулся в Гомель с долгами в 25 тысяч долларов. В начале 2009 года наша компания в Беларуси получила очень хорошего клиента – мы целый год сопровождали производство рекламных роликов для крупнейшего белорусского сотового оператора. Это позволило нам почувствовать себя более-менее финансово свободно, и на этом фоне я снова отправился в Москву.

Сначала начал сам звонить: «Здравствуйте! Не нужна ли вам реклама?» Я, на самом деле, очень хороший менеджер по продажам. Когда занимался торговлей, за день встречал больше ста человек, а значит – проводил по 100 питчингов в день. Перед абсолютно разными людьми – директорами, бухгалтерами, прохожими на улице. Поэтому я абсолютно не боюсь с кем-то контактировать, очень хорошо знаю, как продавать, и отлично чувствую человека. Так что я набрал немного заказов, взял людей, посадил их звонить, стал обучать. А дальше компания медленно и верно развивалась.

Но в итоге у нас разошлись взгляды с моим компаньоном. Оказалось, что дружить и делать бизнес вместе – это разные вещи. Это ни для кого не секрет.

А вот стать друзьями, делая одно дело, это, по-моему, более верно. В Америке у меня появился единомышленник, с которым у нас полностью совпадают взгляды на работу, людей и жизнь в целом. Он стал не только моим компаньоном, но и близким другом и крестным моего младшего сына.

Вернемся в Москву. Когда вы открыли здесь собственный продакшн?

В декабре 2011 года была зарегистрирована компания «ПП продакшн». В ее основу легли принципы, которым я сам следовал по жизни и о которых мы уже говорили. Теперь, когда я беру человека на работу, обязательно даю почитать эти принципы и наблюдаю за реакцией. Если вижу, что человеку они не подходят – он не будет у меня работать. «ПП продакшн» начал свою работу с чистого листа, без собственного портфолио. Это был принципиальный вопрос для меня. Мои менеджеры по продажам звонили клиентам и говорили: «Ну, как бы у нас еще нет роликов, но мы сейчас снимаем для компании Rolsen…». Я, кстати, благодарен компании Rolsen, которая первая решилась с нами работать. В том же году мы получили «Доширак», с которыми проработали 3 года. И так стали появляться клиенты.

 

Как набирали команду? Что для вас важно видеть в работниках?

Не скажу ничего нового про команду – это основа. Я очень дорожу своими людьми, отношусь к ним, как к семье. Единственное, я всегда требую взаимности. Поэтому, если вижу, что человек как-то не так относится к нашему совместному делу, то мы расстаемся. Я знаю всю работу от начала до конца – сам рисовал графику в 3D Max, композил, симулировал воду в RealFlow, пытался персонажей анимировать и так далее. И я уверен, что каждый, кто работает в моей компании, точно должен знать и знает свое дело лучше меня.

 

Есть ли у вас своя корпоративная культура?

Я хочу построить подобие «МакДональдса». Чтобы люди шли в мою компанию не потому, что я Пунтус, а потому, что есть определенный бренд, эталон качества, которое ты получишь в этой компании, к кому бы ни подошел. Я очень большое внимание уделяю людям и тому, как они работают, что делают. Это очень важно. Поэтому я забочусь о тех, кто пришел в мою команду. У нас хорошие медицинские страховки, мы регулярно проводим корпоративы. Нас сейчас всего 12 человек, поэтому это не сложно и мы как семья.

А текучка кадров есть?

Текучка есть. В продажах, потому что «продажникам» сложно зацепиться. Всем кажется, что быть менеджером по продажам легко – сиди да продавай, а на самом деле это достаточно сложная работа, которую надо уметь делать. У нас в компании существует правило «трех залетов» – человек, набравший три, уходит. И ни у кого нет особых преференций – правила в компании действуют и для меня в том числе. Первое правило: можно ошибаться, но ошибку нельзя скрывать и ее нельзя повторять. Ошибка повторилась – залет. Второе: обязательно снимать трубку. Если ты не снял трубку в рабочее время – залет. И третье: любая поставленная задача должна быть выполнена и об ее выполнении должно быть доложено. Если задача не выполнена, то, как только ты понимаешь невозможность ее выполнения, об этом сразу должно быть доложено. И есть священная дата – 31 декабря, когда все залеты обнуляются.

Сами придумываете правила?

Да.

 

Ваша супруга работает вместе с вами? Это семейный бизнес?

Работает, но это не семейный бизнес. Я не хочу, чтобы вся семья жила как я, не вылезая из мониторов компьютера, телефона и пр. У меня очень грамотная, умная жена, мне с ней повезло, чего уж говорить. Она выполняет обязанности продюсера. На данный момент находится в декретном отпуске, и я стараюсь как можно меньше ее дергать.

Как продюсер, вы обеспечиваете работой других режиссеров. Сами с собой конкурируете?

Да. Но я управленец по образованию, а не режиссер, и мне это очень помогает. Например, мы сняли три ролика для «Бронницкого Ювелира». Я бы их никогда не снял лучше Кости Черепкова. У меня нет такого чувства вкуса, как у Кости, поэтому меня мы даже не выдвигали на тендер. Я хорошо снимаю игровые истории - чувствую актеров, особенно детей.

 

Обычно рекламные режиссеры занимаются 1-2 видами рекламных роликов. Вы больше специализируетесь на продуктах питания. Как пришли к этому? Вам действительно нравится снимать такую рекламу или просто у вас это лучше получается?

Мне говорят, что у меня хороший продуктовый reel, зовут снимать. У меня есть ролик для «Сибирской коллекции», который прямо любят. Но мне больше нравится снимать драматургические истории, конфликт.

 

Вы обычно работаете с агентствами?

Мы мало работаем с агентствами, к нам клиенты приходят напрямую. Ну и наш отдел продаж этим занимается. Сейчас уже все, кто в индустрии, про нас знают.

Сегодня клиента надо заинтересовать, чтобы он пришел, или достаточно давать рекламу?

Считаю, что репутация и сарафанное радио, однозначно, работают. Часть клиентов именно так к нам и приходят.

Пишете ли вы креатив для своих клиентов в таком случае?

Мы обычно обращаемся к креативщикам, сами не пишем. Но я не считаю, что креативная реклама самая продающая.

В какой ценовой нише находится ваш продакшн?

Мы далеко не самые дешевые. Но разговаривая с клиентом, никогда не ставим во главу угла цену. Если нам в тендере объявляют, что выбирают только по цене, мы просто не участвуем.

Сегодня все уходит в диджитал. Как вы относитесь к этой ситуации? Что сегодня происходит с рекламным бизнесом?

Меня в 2007 году попросили снять клип на пленку – так это было целое дело. Где эту пленку достать? Сейчас открываешь Google, вбиваешь «купить пленку» – покупаешь пленку. Сегодня любой может айфоном снять, и если он правильно подобрал ракурсы и все остальное – выйдет ничуть не хуже той же Алексы при просмотре на телефоне. Само по себе искусство стало доступнее.

Сегодня очень легко узнать и проверить, кто сколько стоит, очень легко найти специалистов, сформировать команду. Раньше прибыль составляла 100-200%, сейчас - 10%. И для того, чтобы существовать, нужно генерировать достаточно большой финансовый поток и зарабатывать по-другому. 

В прошлом году дела шли плохо, и мы придумали несколько диджитал проектов, которые при низкой цене будут иметь хорошее качество картинки и продукта. Это новая форма контакта со зрителем, новый формат продакт-плейсмента. Сейчас готовимся снимать пилот, а дальше посмотрим.

 

Как пришло решение открыть продакшн в Лос-Анджелесе?

Я влюбился в Америку, когда прилетел туда первый раз. Очень хотел открыть там продакшн, начать работать. Надо понимать, что если ты хочешь выпустить кино в мировой прокат, то можешь снимать где угодно, но выпускать нужно оттуда. Так устроен сейчас шоу-бизнес. Потом я как-то прилетел по работе в Лос-Анджелес в маленький продакшн, увидел, как там все устроено, и понял, что могу также. Познакомился с несколькими продюсерами, у меня появились заказы. Я решил делать все официально и зарегистрировал компанию.

Вам поступают заказы с местного рынка?

Изначально мы ориентировались на продакшн-сервис для России, но все развивалось очень медленно. У нас сейчас несколько проектов – будем снимать второй сезон сериала «Чернобыль» и эпизод фильма Клима Шипенко «Салют-7». История одного подвига». К сожалению, это направление угасает в связи с обменным курсом. И мы активизировались с прицелом на местный рынок. Сняли серию роликов для Health on Tap, для питьевой воды Ciel (Bon Aqua в Мексике), музыкальное видео. Пока это совсем небольшие работы с бюджетом в 15 -20 тысяч долларов.

 

Вас по-прежнему в индустрии воспринимают как приезжего? И есть ли что-то похожее в Америке, где вы являетесь еще и носителем другой культуры и языка?

Здесь я не свой. В Америке такого нет. Там по-другому.

Из-за чего?

Люди другие, менталитет другой.

А где люди лучше работают – у нас или в Америке?

Поначалу мне очень нравилось, как американцы круто ко всему подходят, но тут есть загвоздка. Американские светики, например, никогда не разговаривают по телефону на площадке, просто не смотрят в него. Но наши светики, даже глядя в мобильник, работают быстрее. Серьезно.

Какое место «ПП продакшн» занимает сегодня среди конкурентов?

Мы равняемся на топовые компании. По моей оценке, в Москве около 800 продакшенов, производящих рекламу. В топе находятся 10 компаний, которые обслуживают 60-70% рынка. И еще 790, которые делят между собой оставшиеся 30-40%. «ПП продакшн» сегодня – это топ среди этих 790 компаний. Заявляю это с полной ответственностью. Мы сегодня можем предоставить услуги высшего уровня, но мы не работаем в этом сегменте.

 

Что вам нужно, чтобы попасть в высшую лигу?

Для начала мне нужно получить российское гражданство. Когда я – владелец компании с белой бухгалтерией, с нормальными оборотами – прихожу в банк за кредитом, мне отказывают, потому что учредитель – белорус. Я не могу брать кредиты и, соответственно, не могу кредитовать клиентов, а это сейчас почти стандарт в индустрии.

 

Как в России обстоят дела с рекламным кастингом?

Проблема есть. Это связано с образом жизни. Кастинг 20-летних ребят везде идеально проходит. Кастинг 30-летних молодых людей проходит гораздо сложнее. Кастинг 40-летних мужиков… Если нашему человеку 40 лет и он хорошо выглядит, то скорее всего у него есть какой-то бизнес, он успешен. А тот, кто не следит за собой, нам не нужен.

 

Есть ли у вас планы на съемки собственного кино, сериала?

Недавно к нам пришла группа авторов и сейчас мы обсуждаем один пилот. По всей видимости, в мае его снимем. Если все получится, то будет 15-серийный проект. Плюс мы заканчиваем писать свой пилот. Его осенью будем снимать. Полный метр тоже есть – сказка, семейный новогодний фильм. Я очень рассчитываю, что мы его снимем в феврале 2017 года.

Почему именно семейный фильм?

Хочу, чтобы мою дочку, Ирину, когда она вырастет, окружали настоящие, достойные мужчины. У меня четверо детей. Старшему скоро 18, младшему 2. Когда Кириллу исполнилось 14, я стал обращать внимание на контент, который смотрит мой ребенок. Меня в детстве фильмы формировали, я хотел быть космонавтом. Сейчас этого нет. Сегодня молодой парень сидит с айфоном в метро и не хочет уступить место пожилой женщине. Я понимаю, что ничего с этим сам сделать не могу, но мне очень хочется. Нужны хорошие фильмы.

Я хочу быть не просто деревом, которое родилось, выросло, постарело, обветшало и упало, а человеком, который что-то сделал, после себя что-то оставил. Чтобы дети мои гордились. И не только дети. 

В завершении нашей встречи, хочу поделиться вот такими стихами, которые я написал еще в 19 лет: https://youtu.be/gfp7IKZmncY

 


 

Интервью подготовил и провел Валентин Рогатин. Фотоматериал из архива Павла Пунтуса.