режиссер Алексей Нужный. Перед премьерой.

February 14, 2019


 

Алексей, 4 февраля прошел спецпоказ твоего нового фильма "Громкая связь". Как его встретили?

В последнее время на своей странице в инстаграм @nuzhny я получаю много хейта от людей, которые фильм ещё не видели: "слизали", "как не стыдно", "гори в аду". Я понял – люди в России не готовы смотреть российские адаптации. Они несколько раз были обмануты и разочарованы. Веры в успешную адаптацию мало. И с этим ощущением я пришел на показ 4-го февраля и был просто удивлен зрительским отношением после просмотра. Я ожидал услышать что-то типа "ну да, неплохая адаптация", а получилось, что они просто забыли про оригинальный фильм, и я был этому приятно удивлен.

Перед премьерой в интернете много негативного шума относительно того, что фильм якобы полностью заимствован с успешного "Идеальные незнакомцы" итальянского режиссера Паоло Дженовезе. По-твоему, может стоило прокатчику отдельно сделать акцент, что это адаптация, права на которую были куплены, и что это вполне распространенная мировая практика? Тем более, что жанрово ты попытался изменить картину.

Говоря про изменения, на мой взгляд, осталась концепция – люди играют в игру, но в фильме много самостоятельных новых эпизодов. И во всех сценах диалоги переписаны "Квартетом". По жанру фильм шагнул в сторону. "Громкая связь" получилась более комедийная, чем оригинал, и у меня иной взгляд на финал – оптимистичный.
Отвечая на первую часть вопроса. Мне кажется, стоило это сделать. Но поскольку не являюсь продюсером картины, я минимально влиял на маркетинговый процесс и на позитивный союз фильма и зрителя. Я как-то задал вопрос, сколько зрителей посмотрели "Идеальных незнакомцев"? Кажется, что стоит поработать со зрителем, который видел оригинал. Это интересная почва для диалога, и можно обернуть гнев зрителя в пользу для фильма. Но это было рискованно и продюсеры от этого отказались. Я это не анализирую, хотя мнение имею. 

 

Если не быть в курсе все этой шумихи, почему нужно сходить на фильм?

Моя цель – объединять людей. «Громкая связь» эту цель выполняет. Я бы с радостью посмотрел эту комедию с любимой девушкой, будучи зрителем. Он поднимает запретные темы, является остросоциальным, круто сыгранным артистами, и он визуально богат (спасибо оператору Мише Милашину). Мне кажется, он необычно выглядит для комедии. В «Громкой связи» большое количество остроумного юмора, и его больше, чем в оригинале. Квартет хорошо поработал наш шутками.

Меня сейчас часто спрашивают, почему я вообще взялся за этот фильм? На мой взгляд, в России к ремейку относятся, типа, «ничего своего придумать не могут». Это же крутой вызов для режиссера! Мне было интересно пойти в эту зону и атаковать свой страх. Ремейк для русского зрителя – это сгоревший лес, горельник. А я захотел войти в него и заново посадить там дерево. Хочу чтобы оно прижилось, зацвело и стало красивым. Во всём мире адаптация – это форма, это нормально, если делать это не ради денег! И я делал адаптацию потому, что мне было страшно, что это не приживётся, подвергнется лютой критике.

А не думаешь, что негатив строится из-за того, что это адаптация на относительно недавно вышедший фильм?

Не думаю. «Отступники» – 2006 год, «Двойная рокировка» – 2002 год. И, кстати, вот фильм "12" Михалкова – пример очень удачной адаптации. С художественной точки зрения.

Тем не менее фильм также подвергся негативной критике.

Я помню, что фильм столкнулся с критикой относительно политической точки зрения, а не художественной. И если рассматривать только художественные качества картины – то это пример отличной адаптации, которая, кстати, была номинирована на "Оскар" в категории "Лучший фильм на иностранном языке". 

 

Кстати, от студии Диснея сейчас много ремейков выходит. И довольно интересно наблюдать, как классические картины изменяются со временем.

Ну, штука в том, что Дисней сам себя перезапускает. В нашем же случае независимая компания "Марс медиа" и продюсер Рубен Дишдишян посмотрел итальянский фильм и захотел сделать ремейк. Связался с создателями, встретился и купил права. Очень важно понимать – купил права на адаптацию. Так устроен рынок. Нельзя просто взять и переснять. Рядом с Рубеном сидели китайцы, американцы, испанцы, турки. Короче, почти все страны покупали права на адаптацию. В России Рубен оказался самым шустрым продюсером. Позже он предложил "Квартету И" поучаствовать, на что они с радостью согласились. Далее связались со мной и предложили режиссерское кресло. Я раздумывал два с половиной месяца. Взвесил все: мое отношение к теме; к коллективу "Квартет И", хотел, чтобы они выглядели иначе, интереснее. В итоге пунктов в колонках с плюсами и минусами оказалось поровну. И самый главный пункт, который не давал мне покоя – в этой "зоне ремейка" очень страшно. И я принял решение туда идти. Более того, если говорить про гонорар – а это то, чем режиссера легко зацепить, – то за фильм "Громкая связь" я получил гонорар в два раза меньше, чем за "Я худею". Для меня движущей силой оказались не деньги, а страх, желание понять, как я справлюсь с этим новым вызовом. И это сделало меня крепче по части жизни и по части искусства.

 

Какие впечатления от работы с актерами и удалось ли осуществить задуманное?

Впечатлений вагон. И они все СВ класса! "Квартет И" отлично выполняют поставленные драматические задачи. В этом фильме они совершенно другие. В какой-то момент вообще забываешь, что это "Квартет И" и начинаешь по-новому смотреть на персонажей – им удалось выйти из своего привычного амплуа. На мой взгляд, это является главной моей победой. Девчонки тоже умницы – Горбачёва, Миронова, Уколова. Я их обожаю. Комедия в "Громкой связи" делается и женскими персонажами. И это сильно оттеняет привычную комедию в исполнении "Квартета". Более того, мне кажется, что в фильме иная манера актерского существования – проживания.
Если говорить про женский состав, то я очень благодарен продюсерам за доверие. Это было очень важно для меня. Продюсерский состав и "Квартет" хотели пригласить других актрис. А я видел их так – Маша Миронова, Ирина Горбачева, Настя Уколова. И то, что мужской и женский составы никогда ранее не работали вместе, для меня было важно. Это дало нужную энергию. И за актерский состав мне совсем не стыдно – все на своем месте.

 

Сегодня, 14 февраля, состоится премьера. Какое количество экранов?

Ой, честно говоря не знаю. Фильм будет в самом широком прокате. Я тут не продюсер.  

 

Твое амплуа комедийного режиссера укрепилось с момента нашей встречи два года назад. В том интервью ты говорил, что тебе было бы интересно пробовать себя и в других жанрах. Есть подвижки в этом направлении?

После "Я худею" я взялся за восьмисерийный сериал "Толя-робот" для ТНТ. В проекте участвую как продюсер, автор идеи и режиссер. Это социальная драмеди про человека с инвалидностью, у которого нет рук и ног, но он верит в жизнь и ведет за собой людей. Он смелее и оптимистичнее, чем здоровые люди. Такой русский Ник Вуичич. Его играет Саша Паль. Сделано абсолютно светло и оптимистично. И мне нравится смотреть в эту драматическую сторону, где сталкиваются социальная драма и жизнелюбивая комедия. Это дает абсолютно новый тон. Верю, что это будет громкий проект.

А проект, который сейчас готовлю – это экшн-драма "Огонь", делаю ее на студии "Три Тэ". Являюсь автором идеи, также продюсером и режиссером. Сценарий написан Костей Маером и Колей Куликовым – ребята, с которыми мы писали "Я худею". Продюсирует Леонид Эмильевич Верещагин («Движение Вверх», «Легенда 17»). Это история про пожарных-десантников, которые спасают населенный пункт от надвигающегося огня. Многомиллионный блокбастер с большим количеством экшена. Очень опасный проект с точки зрения производства – работа актеров с огнем в кадре, горящий лес.

 

Что за эти два года создала ваша "продюсерская банда" "Друг друга"?

Фильм "Я худею", восьмисерийный сериал "Толя-робот" (кстати, адаптацию на него у нас купили французы), и блокбастер "Огонь" совместно с "Три Тэ".

Правильно утверждать, что в начале твоей режисерской карьеры тебя заметили благодаря короткометражке с Кевином Спейси? Вся эта скандальная история с ним тебя удивила, растроила, раздосадовала? Вообще, история несколько странная и выглядит раздутой. Не возникало мысли пригласить Кевина в свой следующий проект?

Меня, конечно, очень удивила вся эта история. Кевин – большой души человек, он помогает молодым режиссерам. Лично мне он помог прозвучать. То, как он ведет себя на площадке, беседует с людьми, его внимание к другим людям – это то, чему я у него научился. И то, что с ним произошло, конечно же меня расстроило. В первую очередь тем, что точно несколько лет не увижу его в новых работах. А я люблю артиста Кевина Спейси. После этого случая мне хотелось его поддержать, и я писал ему большое письмо, но его агент сообщил, что он сейчас ни с кем не контактирует. Но я уверен, артист Спейси еще вернется. И его появление будет громким.

 

Сейчас очень популярны и востребованны творческие эксперименты на YouTube. Пока еще не возникало желания пробовать в этом направлении?

Был мини-сериал "Последнее видео на YouTube". Мой приятель Артем Царегородцев, создатель рекламного продакшена Zebra Hero, пригласил меня сделать сериал, сценарий к которому они написали. Было всего три съемочных дня и мне очень понравился тот опыт. Все было сделано на коленке, без привычного для меня киношного подхода. В итоге около миллиона просмотров у каждой серии. Я остался доволен. После этого поступало большое количество предложений YouTube-проектов, но мне уже не хочется, я делаю кино для больших экранов. Кино – это магия, это волшебство, это искусство. 

 

Обобщенно, какие ожидания от этого года? 

Верю, что получится посадить молодое, красивое дерево "Громкую связь" в горельнике адаптаций. Оно взойдёт и освежит. 
Верится, что у "Толи-робота" будет большой резонанс. Острые истории на телевидении поменяют игру. А люди в жизни смогут быть собой в отношении с инвалидами. 
Моё испытание с «Огнём» будет сложным, нанесёт мне ожоги, но я только кайфану от этого.
Кроме этого, я снимаю разную интересную рекламу, которая, случается, получает призы на фестивалях, и мне от этого круто!

 


Фотоматериал предоставлен Алексеем Нужным.