Марат Адельшин, оператор и режиссер. Интервью.

January 14, 2015


 

В конце уходящего 2014 года мы встретились с интересным профессионалом, оператором и режиссером в одном лице - Маратом Адельшиным, создающим рекламные ролики, клипы отечественных звезд и совершенно разноплановое кино. Марат скромничал, говоря о том, что человек должен набрать массу для ответа на фундаментальные общечеловеческие вопросы. По нашему мнению скромничал напрасно.

 


 

 

Твое имя на слуху в рекламной индустрии. Быть достаточно видной фигурой в этом бизнесе – для тебя реализованная мечта?

 У меня вообще не было такой мечты. Это, скорее, хороший побочный эффект. К этому, наверное, все и идет, когда хорошо работаешь. Но у меня пока нет реализованной мечты. Я думаю, так и должно быть, когда есть желание куда-то двигаться.

 

Я также не зря упомянула «имя на слуху». У тебя очень запоминающееся имя. Расскажи о его происхождении, у тебя наверняка интересные корни?

Имя Марат – татарское, и было привнесено из Франции в послевоенные годы, когда были очень популярны спектакли про Великую Французскую революцию. Недавно прочитал об этом с удивлением. И почему-то  именно в этот момент в татарский обиход вошло это имя. Это тот самый Марат со знаменитой картины «Смерть Марата». Только у французов это была фамилия.

 

Ты эмоционален на съемочной площадке или предпочитаешь оставить все эмоции вне?

Я веду себя эмоционально-позитивно. Какие бы катаклизмы не происходили на площадке, это никак не должно задевать какое-то нутро. Частью работы является состояние стресса и у меня уже выработалась защита – ты стрессуешь, но как-то по-рабочему. Смысл впадать в панику, если что-то пошло не так? После работы, как правило, у меня остается только положительное впечатление.

 

 

Что для тебя интереснее – самому придумать идею, например клипа, или действовать уже по чьему-то сценарию, воплощая чужое видение?

Я, как оператор, реализовываю не свои сценарии, и как режиссер, зачастую, тоже не свои. Но вообще это два разных состояния души – работать оператором и реализовывать задумки режиссёра  и работать режиссёром и оператором одновременно и реализовывать свои идеи. Поэтому интерес всегда имеет разную природу. Но всегда интересно, когда интересный креатив.  Но если сценарий неинтересный, то все равно почему-то интересно снимать (смеется)!

 

Часто у тебя такое было?

На самом деле не только увлекательный сценарий является главным в работе. Интересно в принципе реализовать проект. Пусть даже сценарий не самый захватывающий, пройти этот путь до полной сдачи так, чтобы все получили удовольствие от работы – вот  главное.

 

 

Есть выражение, что творчество можно найти в любой работе. Если говорить об обратном, что любая, самая творческая работа, может превратиться в производственную станочную деятельность. У тебя когда-нибудь возникало ощущение на съемочной площадке, что одна съемка становится похожей на другую и день сурка никогда не кончится?

Почти не было, потому что это невозможно. Такое возможно, когда люди снимают сериалы. Иногда это случается и в полном метре, когда вы слишком долго присутствуете на одном и том же месте действия – какой-нибудь там дом бабушки, когда снимаешь сотый день все в той же комнате. Но правильные люди пытаются даже на сотый день найти что-то новое, исследуют задачи и пытаются выдержать всю линию сериала или фильма. Я вообще побаиваюсь сериалов, если честно.

 

Никогда над ними не работал?

Кино – это более штучная, более уникальная история, и поэтому оно меня больше интересует.  А сериал – другое дело. Хотя тут тоже есть свой кайф – найти такой технологический подход, чтобы  и достаточно быстро снимать, и в то же время художественно. А если представить, что авторы сериала ставят задачу «порвать всех» художественным уровнем и историей - вот тогда, наверное,  должно быть по настоящему интересно.

 

 

Ты один из немногих профессионалов, кто выступает и в качестве режиссера и оператора одновременно. Одно другому не мешает, как считаешь?

Мне кажется, сейчас это вообще мировой тренд. В Европе и Америке очень часто происходит, что либо оператор становится режиссером, либо наоборот. Но второе – не лучший вариант. Потому-что режиссер может работать интуитивно, а чтобы быть оператором, нужны еще и базовые технические знания. Режиссер может снять первый фильм, и он выстрелит. А оператору надо много раз снимать и нарабатывать опыт, чтобы получилось что-то хорошее. Исследование операторского пути должно быть не меньше, чем три года.

 

А в связи с чем такой тренд?

В связи с изменением эпохи, апгрейдом цифровых технологий.  Думаю, когда-нибудь это коснется всех. Хотя классическая схема - пара “режиссер-оператор” – она более функциональна и менее потопляема. Чем больше людей - тем больше идей. Этим и лучше. В кино, по крайней мере, схема режиссера и оператора в одном лице не сможет быть эффективной. Там все равно всегда нужен человек, который занимался бы светом, к примеру. Иначе процесс обдумывания всех деталей всего лишь одним человеком будет очень времязатратным – ему ведь надо и с актерами работать, и со светом. Но в рекламе и в клипах мне, например, потихонечку удалось найти свой рабочий баланс. Это, конечно, произошло не сразу. Сначала изображение всегда было хуже, чем когда я снимал в качестве только оператора. Но постепенно достигается уровень того, когда все везде хорошо.

 

Тебе легче работать в паре или в одном лице?

Мне и в паре отлично и легко работается. Как правило, почти все режиссеры – друзья. Даже если мы не друзья, режиссер - это всегда единомышленник. Ты  встречаешь человека, у которого те же интересы и тот же взгляд на мир. Мы обсуждаем одни и те же фильмы и классные работы. У нас одно понимание того, «что такое хорошо, а что такое плохо».

 

 

На слово «режопер» не обижаешься? Это вообще профессиональный термин или словообразование с определенной окраской?

Да, это скорее шутливое словообразование. Люди стремятся подобрать максимально короткое определение чему-либо. «Режиссер-оператор» - звучит громоздко. Вот и появился «режопер».

 

Какую работу ты считаешь самой значимой в своей деятельности? И по каким причинам?

Не могу сказать. Все по-своему значимы.

 

Самая выстраданная?

Если это кино, оно всегда выстрадано. Ты несколько месяцев непрерывно живешь одним проектом. С 6-7 утра и до упора. Для того чтобы человек потратил полтора часа своей жизни на этот фильм и пошел дальше. Очень сложно в современном мире украсть у кого-то пару часов из жизни, заставить забыть про фейсбук и проблемы на работе. Но это  очень  увлекательно и вдохновляюще.

 

Кого ты считаешь своим учителем? Человек, который повлиял на тебя как на профессионала?

У меня были учителя во ВГИКе. От каждого хотелось что-то взять. Например, от операторов, которые были очень модными, когда я сам только начинал. Потому что каждый из них впитал субкультуру своего времени. И этот процесс не остановить – хочется учиться всегда, каждый день.  И сейчас это в тысячи раз легче. Мы купаемся в море информации – важно тащить свое.

 

С чего ты начинал, какими были твои первые работы? Гордишься ими?

Сначала я снимал клипы и рекламу, а затем через несколько лет снял первое кино. Я снял первый клип, и он у меня сразу получился. Когда я еще учился на 4 курсе, ребята из рок-группы повесили объявление, что хотят снять клип. Я им позвонил, и как это ни странно, оказалось, я был единственным желающим, хотя объявление висело довольно долго в холле ВГИКа. Сняли клип, он был достаточно минималистичный, но со своей энергетикой. Там даже снялся Андрей Мерзликин.

А в рекламе тоже повезло. Как-то раз на четвертом курсе ко мне обратились знакомые корейцы. Они организовывали съемку для одного корейского режиссёра, который собирался в Москве во дворце снять бьюти-ролик для дорогих часов, но, почему-то, у них слетел модный тогда Родионов. Режиссёру они сказали, что, мол, я 10 лет в рекламе. В результате как-то без шоурила «прокатило». И я снял ролик, который позже мне много лет протаптывал дорогу в рекламу.

 

 

Ты в качестве оператора много работал в кино. И в твоей фильмографии наблюдается очень значительный жанровый разброс. То серьезные короткометражки, то криминальная драма, то очень специфический фильм Осипьяна, то совершенно дурацкая комедия, типа «Яйца судьбы». С чем связано такое разнообразие?

У меня, к сожалению, изначально не было выработано какой-то определенной политики в этом отношении. Это, скорее, какие-то судьбоносные моменты.

 

В каком жанре предпочел бы работать?

Триллер, фантастика, драма, даже может быть мелодрама. Но не комедия, хотя это широкий жанр. Есть непопсовые комедии. Сейчас очень много смешанных синтетических жанров – боевик с комедией. Например, фильм «Грань будущего». Не видела?

 

Рекомендуешь?

Да. Очень брутальная, мрачная фантастика про будущее, но при этом там есть очень смешные моменты. Я к тому, что интересный получился жанр. Некий современный апгрейд. Над таким хотелось бы поработать. Проблема в том, что в отечественном пространстве у продюсеров, которые запускают проект, существуют некие предрассудки. Долгое время бытовало нелепое мнение о том, что в этой стране только комедия может быть коммерчески успешной. Глупость полная. Стало очевидным обратное, когда вышел фильм «Духless». Жанр драмы смог собрать 15 миллионов. Любой жанр, если он хорошо и качественно сделан, может быть успешен – тут не может быть предрассудков.  Почему-то у нас с удовольствием запускают комедию, когда можно запустить отличную драму. Но это так, одна из маленьких проблемок российского кино.

 

Тогда какие большие сложности в российской индустрии?  

Если говорить о рекламе, то больших сложностей нет. Такого рынка, как у нас, нет нигде в мире. Мы, конечно, можем жаловаться на клиентов-самодуров, но это вообще ерунда. Это не часто бывает на самом деле. Сложность в голове у тех ребят, которые никак не могут прорваться. Мы знаем совершенно фантастических людей, которые делают первоклассные проекты. Мы знаем других ребят, которые имеют практически такие же возможности, но этого не делают. Они сильно загоняются, думая о том, что клиенту не понравится – сами себя закапывают.  И закапываю всех с кем работают - это называется «комментировать». Это такое мышление - все что они видят перед собой, надо «откомментировать». Если процесс превращается  в бесконечное «комментирование» - почти всегда  гиблый результат. Это закон. И наоборот. Как правило, хорошие ролики получаются, когда царит атмосфера доверия и дружбы. Это как если убрать бюрократический аппарат – эффективность взлетает.

Еще есть история преклонения перед западным качеством, в наше время это уже такой атавизм из 90-х. Многим кажется, что только человек из-за границы обладает по-настоящему «фирменным» мышлением. Несколько лет назад мы еще еженедельно летали в Лондон и Париж к колористам – такой был миф, мол «глаз западный» это «западный глаз». Хорошее было время – странички загранпаспорта заканчивались за год. Но сейчас есть русские режиссеры, которые снимают для Европы и Китая. Время меняется на глазах. 

 

 

А как ты был связан с китайской индустрией?

Просто знаю, как там работают. Кстати, если ты выстраиваешь стратегию своей карьеры – наверное, сейчас надо думать о Китае – вот там очень много работы. Такой рост! У нас тоже много работы. В Европе гораздо меньше, а в Америке - тем более. В силу того, что там чудовищная конкуренция.

 

Не считаешь, что  у нас тоже много специалистов, только иностранных?

Это само собой, но, думаю, эта проблема со временем решится. Потому что все страны защищают свою рабочую силу, и у нас тоже идет такой тренд. В той или иной форме он скоро проявится. Конечно, из-за иностранных режиссеров  у наших меньше возможностей снимать. Потому что, как только появляется большой бюджет, все сразу начинают думать об иностранцах – иллюзия гарантии грандиозного результата. Хотя у более опытных рекламщиков нет такого предрассудка. Несколько лет снимая с иностранцами, они знают, что 80% из них будет страшно халтурить или будут в растерянности. Они привыкли, что когда снимают у себя, там не принято комментировать каждый кадр. Так сложилось, такая традиция, что если режиссера наняли за большие деньги, то только и ждут от него его крути и не вмешиваются. А попадая в Москву у него происходит срыв шаблона – почему-то у большого количества народа сразу появляется мнение по поводу каждого кадра. Он, не смотря на свою крутость, начинает теряться, психовать и теряет тонкую настройку, необходимую, чтобы ролик получился хорошим.

 

 

Сам часто работал с иностранцами в паре?

Конечно. Результат хороший бывает не часто. Многие хорошие режиссеры приезжают и впадают в панику. Только наши режиссеры «тертые калачи» - их не выведет из душевного равновесия ни один комментарий и ролик имеет шанс получиться хорошим.

Но есть иностранные режиссеры, которые «просекли фишку» и, приезжая не один раз, научились работать у нас.

Процентов 30 приезжающих режиссеров находятся в таком «периоде обучения», что вообще ни в чем не разбираются. Шоурил есть и ладно. Они ведь какой эффект производят? Например, снимают ролик телефонного оператора в Париже. Действие происходит на улице. Ты поставил камеру, снимаешь Париж, и в итоге ролик уже будет выглядеть «фирменно» для русского глаза, потому что у него такая заграничная фактура. Часто у режиссера есть небольшой набор таких роликов, а клиенты на это и смотрят. А приезжает режиссер в Россию и оказывается, что он мало разбирается в этой профессии.

 

У тебя, как у оператора, есть личные технические приемы, которые ты считаешь своей фишкой?

У меня все очень универсально. Работать в нашей рекламе – вообще специфика универсальная. Я могу и так и эдак работать (смеется), как и все наши операторы, в общем-то. На Западе такого нет. Там все люди более специализированы. Там стратегически важно выдерживать свою линию. Если ты снял молодежную комедию, то больше тебе не светит делать ничего другого. У нас же этого нет. Можно снять ролик для какого-то магазина и тут же снять ролик для «Nike», а потом опять вернуться к домохозяйкам. Со временем я понял, что столько работы, сколько у наших операторов – нет нигде. Люди нигде в мире не снимают по 22 смены разных проектов в месяц. А мы десятилетиями так работаем. Выработалось наше уникальное умение, а именно - мы умеем почти все и очень быстро! Ты заранее знаешь, как будет светить прибор, если его поставить в этом месте и на этой высоте, в отличие от иностранных операторов, которые к нам приезжают и долго двигают прибор левее, правее.  Для них это 28-й ролик в жизни, а для нас 1325-й.

 

 

Если вдруг уедешь на Запад, с кем бы из тамошних режиссеров хотел поработать?

Хотелось бы снять с неизвестным тамошним человеком или с друзьями отсюда.

 

Тебе никогда, как режиссеру, не хотелось снять что-нибудь социально-значимое? Или то, после чего у человека возникнет желание встать и начать менять мир или себя хотя бы?

Как оператору с режиссером – хочется такого кино, чтобы оно в момент просмотра погружало человека в другой мир, выдергивая его из реальной жизни на эти два часа. Причем, разные жанры – разные опции. Что-то заставит задуматься, что-то подарит счастье или жизнь, которую он не хотел бы прожить в реальности. Не думаю, что кино обязательно должно менять жизнь, но определено должно дарить опцию - за два часа ощутить совсем другую жизнь.

 

Каким ты хочешь видеть будущее российской индустрии и себя в нем?

Хочется, чтобы ролики усложнялись, чтобы задачи усложнялись. Хочется в принципе какого-то будущего, потому что рекламные ролики - они сильно и быстро меняются.  И когда ты смотришь ролик пятилетней давности, ты понимаешь, что это ролик пятилетней давности. Или фильмы, которым 15 лет – в них есть свой кайф, но они несовременные. Хочется обогнать рубеж – это идеальные задачи для индустрии! Найти идею, о которой люди думали много тысячелетий и внедрить ее в современную оболочку – наиболее интересная задача, с которой пока мало кто справляется (у нас).

 

Я знаю, что у тебя не так давно появился ребенок, с чем поздравляю. Появление на свет нового человека как-то влияет на творческую деятельность?

Сто процентов влияет, но я пока не знаю как (смеется). Думаю, скоро узнаю.

 

 

Твоя работа – это создание чего-то прекрасного и полезного или средство к хорошему заработку?

Одновременно и то и то.

 

Счастливый человек! Последний вопрос. По версии Марата Адельшина, три вещи, которые каждый человек должен сделать в жизни?

Нет такого универсального понятия для всех. У индейцев – это были бы одни вещи, у африканцев – другие. Всем людям в разных местах нужны разные вещи. Невозможно обобщить. И вообще понятие «нужно что-то непременно  сделать» - кто это придумал? Может, кто-то должен всю жизнь прожить в уединении и ничего не делать. Почему, непонятно, но он так решил. Какому-то человеку нужно прорваться в правительство и искренне пытаться что-то изменить – это он тоже так решил. Здесь каждый сам себе придумывает. И вообще, когда человек осуществляет то, что придумывает, у него автоматически должно возникать ощущение того, что он счастлив.

 

 


 

декабрь, 2014 

(фотографии любезно предоставлены Маратом Адельшиным).