Егор Абраменко, режиссер рекламы и музыкального видео. Интервью.

December 1, 2014


 

27-летний режиссер рекламы и музыкальных клипов Егор Абраменко семимильными шагами покоряет российский рекламный рынок. С Егором мы поговорили о неординарных рекламных роликах, которые он снимает. Режиссер рассказал, как у него получилось снять видео для интернет-гипермаркета «Утконос» в стиле пронзительной кинодрамы, сродни «Красоты по-американски», а также о глобальной смене целевой аудитории и форматах режиссуры нового поколения.

 


 

 

Егор, с чего ты начинал свое творчество, и в какой момент ты осознал себя как человека, который должен снимать?

Осознал довольно рано, это произошло еще в детстве. Так получилось, что когда мне было лет 11-12, у нас в семье появилась бытовая видео камера – video high 8, и я начал снимать на нее все подряд. Я снимал видео из поездок с родителями, я снимал друзей, мероприятия в школе. Были даже попытки снимать что-то игровое с друзьями и единомышленниками. Но ввиду того, что все мы были детьми, это ничем не заканчивалось и оставалось где-то в архивах. Потом я случайно оказался в детской киношколе, где я на двух видеомагнитофонах монтировал эти видео. В какой-то момент проснулся интерес к кино как к жанру и, спустя год-полтора таких опытов, я уже был абсолютно уверен, что хочу этим заниматься. Сразу после окончания школы я поступил во ВГИК на режиссерский факультет. Так что выбор был очевиден с самого начала.   

 

То есть не было мучений в выборе?

Нет, но единственное - я в 15 лет еще не очень осознавал, чем конкретно хотелось бы заниматься в этой сфере. Изначально я больше стремился к изобразительным вещам, и долгое время хотел быть оператором, готовился к поступлению на операторский факультет. Потом что-то перемкнуло, и мне захотелось рассказывать истории, и я понимал, что профессия оператора-постановщика не даст всех возможностей. Тогда я перенаправил свою энергию на режиссуру. И, надеюсь, успешно.

 

Как ты попал в «Hype production»? Чем привлек продюсеров? Мне они сказали в интервью, что должны с чем-то проассоциировать себя? Как совпали ваши интересы?

Интересы сошлись так, что мои знакомые попали в качестве продюсеров в «Hype» с самого начала образования компании. Можно сказать, мы развивались параллельно. Я, без пяти минут закончивший институт, занимался разными вещами и отчасти понимал, что мне интересна малая форма – музыкальные видео, реклама. Так получилось, что вкусы и точки зрения совпали. Я познакомился с Ильей Стюартом, с Мурадом, мы довольно быстро нашли общий язык и стали делать какие-то работы. Все это начиналось с локальных творческих проектов, буквально «на коленке», но потом это переросло в более серьезную форму и продолжает расти сейчас. Нас действительно можно назвать семьей, что очень круто на самом-то деле.

 

 

Ты считаешь свои ролики особенными? Что они не похожи на работы многих других, более опытных режиссеров?

Приятно слышать такое мнение, но я никогда не пытался с этой точки зрения анализировать свои работы и неправильно, наверное, это делать. Стоит прислушиваться к мнению коллег, обычных зрителей, и конечно, всегда лестно получать такой фидбэк. Просто у меня всегда была установка и желание делать интересные неординарные работы. Я всегда руководствовался своим чутьем, интуицией, вкусом и тем, что мне хочется делать. Это и есть залог того, что работа получится хорошей – желание искренне рассказать историю. И, наверное, это для меня такой глобальный критерий, как в рекламных роликах, так и в музыкальных видео.

 

Твои работы содержат в себе даже какую-то кинематографическую драму. Например, ролик для гипермаркета «Утконос». Казалось бы – всего лишь гипермаркет, где тут быть драме… Неординарность - это твоя личная заслуга или заслуга людей, с которыми ты работаешь? Или это новый незашоренный взгляд на вещи?

Безусловно, нельзя сказать, что успех рекламного ролика или фильма – это заслуга только одного человека. Это всегда командная работа и так получилось, к счастью, за несколько лет работы удалось создать вокруг себя приятный коллектив, крепкую команду профессионалов и друзей. Тот же «Утконос» - это была абсолютно командная работа. Мы автоматически нашли общий язык с агентством, мне безумно понравилась история. Ее написали ребята из агентства «Friends». Даже на первом конференс-колле было понятно, что мы хорошо понимаем друг друга. У нас была прекрасная команда, начиная от художника и оператора, заканчивая продюсером. Съемки и создание ролика происходили на очень правильной волне. Соответственно, результат тоже получился неплохим, как мне кажется.

 

 

Клиенты охотно идут на такие, можно сказать, экспериментальные ролики?

Все зависит от клиента. На проекте «Утконос» нам действительно повезло. Клиенту очень понравилась история. В процессе у него были сомнения, и присутствовал некий страх. Мы снимали ролик для продуктового магазина и, когда мне позвонили и сказали, что есть такой тендер, я немного скептически отнесся к этому. Когда я прочитал историю, она мне понравилась. Клиент сначала побаивался, но нам всем вместе как-то удалось убедить его различными аргументами. Изначально это был 15-секундный ролик, и в эфирном виде он так и существует. Но когда я работал над этой историей, мне хотелось рассказать ее подробнее, визуальным языком. Как правило, это редкость в рекламной индустрии. Обычно в рекламном ролике километры войсовера и диалогов. А здесь была очень пластичная история, которую хотелось рассказать какими-то интересными кадрами, атмосферой, определенным монтажом. В процессе мы придумали ряд экстра-шотов, и в итоге это получилась мини-киноновелла в 45 секунд. По-своему ироничная, по-своему пронзительная. На презентации мы показали клиенту длинную версию, и было очень лестно от него услышать, что он хотел бы посмотреть полный фильм. У него было ощущение, что он смотрит трейлер, который его зацепил. В итоге они взяли полную версию, которая потом была опубликована на сайте. Для всей нашей группы это было комплиментом.

 

Такие ролики выполняют свою главную функцию – продавать?

Хороший вопрос. Но не знаю, насколько его можно адресовать мне. Конкретно эта кампания («Утконос») пользовалась успехом. Мне кажется, что это хороший и неординарный способ донести до целевой аудитории идею и сам продукт. Мне кажется, что такого рода ролики выполняют эту функцию. Мне вообще очень нравится, что в последние несколько лет сформировалась такая тенденция, и я не знаю, с чем это связано – смена поколения, изменение глобальной целевой аудитории, - но приходят абсолютно другие зрители, которые хотят чего-то нового. Соответственно для них разрабатывается другой контент, новые интересные сценарии. Это, наверное, все же вопрос цифр и статистики, но, на мой взгляд, такие ролики работали, работают и будут работать. Это гораздо более правильный способ донесения некого «месседжа». Российский рекламный рынок еще очень молодой, но он активно развивается, и аудитория приходит к интересным неординарным работам.

 

 

Я так понимаю, ты живешь и работаешь на два города - Москву и Прагу. Это вообще легко удается?

Я уже привык к этому. Так получается, что вся работа здесь, в Москве. Свободное время провожу в Праге. Мне кажется, что я настолько привык к такому ритму, что осесть в одном городе уже будет несколько непривычно.

 

Насколько плотно ты знаком с западным рекламным рынком?

Я интересуюсь тем, что происходит в Европе, в Штатах. Были пересечения с иностранными агентствами, клиентами, но на практике я не очень часто сталкивался с такого рода проектами.

 

 

Раз были пересечения, ты не чувствовал по отношению к себе как к российскому режиссеру каких-то предрассудков с западной стороны?

Глобально нет, потому что во всех случаях, которые у меня были, это было иностранное агентство, которое выбирало меня как режиссера. Меня им не навязывали, наоборот, я сталкивался с абсолютным пониманием, без каких-либо предрассудков. По большей части это был очень комфортный процесс, построенный на взаимопонимании и содружестве.

 

Что, кроме таланта, нужно нашему человеку, чтобы пробиться на Западе, как думаешь?

Мне кажется, в этой индустрии во всем мире работает ряд законов. Безусловно, есть примеры, когда человек приходит с улицы и с ходу завоевывает рынок, и так далее. Сложно однозначно сказать, насколько это работает. Индустрия такова, что многое происходит на уровне личных связей и контактов. Но все зависит от человека, его желания и способностей. Желание и труд – они многое могут сделать. Есть примеры, когда люди из России добиваются большого успеха на Западе. Далеко ходить не надо – тот же Роман Васьянов, который за несколько лет завоевал Голливуд. Все реально, и к этому хочется идти. И я к этому, безусловно, иду. Не хотелось бы ограничивать себя на уровне российского рынка. Наверное, шансы есть.

 

 

Очень часто бывают случаи, что в России тебя постоянно сливают, а на западе сразу приняли.  Непонятно, с чем это может быть связано?

Да, такое бывает. У меня даже был пример, когда на стадии обучения в институте, я снял свою первую игровую короткометражку. Так получилось, что ее заметили, пошла цепная реакция – она поехала по фестивалям, в том числе, по международным. В какой-то момент ее показали на Canadian Short Film Festival. Там ее заметили, и в итоге я вступил в переписку с кинопродюсером Роем Ли, который продюсировал «Отступников» Скорцезе, «Звонок» - в общем, довольно серьезный голливудский продюсер. Он мне писал, мол, отличная история, давай делать из нее полный метр. Но я был по сути ребенком – второй курс института – я не очень понимал, что с этим делать. Все это закончилось милой перепиской, которая в итоге зашла в тупик, но было приятно. Тогда я понял – возможно, что-то я из себя и представляю.  

 

Сейчас не жалеешь о том, что все зашло в тупик?

Абсолютно не жалею, потому что мне было 19 лет. Я с трудом вспомню имя режиссера, который бы в 20 лет снял какую-то серьезную историю, игровой фильм. Мне кажется, это было бы неправильно. Кино – это та вещь, к которой нужно прийти постепенно. Зато сейчас у меня есть приятное воспоминание, о котором я могу рассказать (смеется).     

 

Каковы твои амбиции вообще?

Хочется продолжать рассказывать классные истории, хочется переходить в большие форматы, в том числе и в кино. Кино – это глобальная цель, к которой я постепенно иду и не тороплюсь, потому что есть ощущение, что чем позже к этому придешь, тем лучше у тебя получится. Более осознанно. Кино нужно снимать, когда не можешь его не снимать. Мне кажется, я совсем скоро приду к этой отметке. На уровне рекламных и музыкальных проектов я больше тяготею к рассказу историй – вещей, построенных на кинопластике, на интересных кадрах. Мне кажется, это правильный симбиоз рекламы и кино. Если смотреть лучшие западные ролики, то так оно и есть.

 

Из рекламы ты бы ушел навсегда?

В рекламу я пришел не спроста и совершенно осознанно, потому что очень люблю короткий жанр.  У нее абсолютно уникальный формат – сочетание всех направлений искусства, которые только возможны, и это позволяет тебе делать те вещи, которые зачастую ты не можешь сделать в кино. Потому что мир кино работает по своим законам – принципы драматургии и так далее. В рекламе можно нарушать эти законы и получать новые результаты – и это хорошее поле для экспериментов. Я с удовольствием занимаюсь рекламой. Хотя из людей, закончивших ВГИК, мало кто приходит в эту индустрию, потому что отчасти в киноинститутах есть такое легкое пренебрежение к рекламе. Как у Ломоносова - были «высокий штиль», «низкий штиль», так и здесь, реклама считается какой-нибудь басней. Но я так не считаю. Есть масса прекрасных западных примеров, когда рекламные режиссеры стали снимать прекрасное кино – Спайк Джонс, Мишель Гондри, Марк Романек и так далее.

 

 

Ты как человек новой формации, без советского бекграунда, каким бы ты хотел видеть наш рынок лет так через 20?

Очень хотелось бы, чтобы мы максимально приблизились к западному образцу, когда у нас будут преобладать классные скрипты, когда мы сможем решать рекламные задачи и продавать продукт аудитории за счет интересной формы. Я думаю, мы постепенно к этому приходим.

 

Ты хотел бы быть частью этого рынка?

Безусловно хотел бы, потому что мне кажется, что будущее у нашего рынка большое.

 

По версии Егора Абраменко, три вещи, которые человек должен сделать в жизни?

В первую очередь очень важно делать то, что ты искренне любишь и найти тот угол, в котором тебе будет комфортно. Окружить себя правильными и любящими людьми, которые смогут поддержать, потому что, в первую очередь, от них ты будешь получать инспирацию и энергию. Очень важно быть искренним и честным. 

 


 

декабрь, 2014

(фотографии любезно предоставлены Егором Абраменко и HYPE PRODUCTION)